Платформа от Microsoft представляет собой, возможно, не инновационную
технологию, но всё же продвигающую вперёд концепцию управления
электроникой автомобиля голосом. Blue&Me – это проект, развиваемый
в партнёрстве между Microsoft Auto и Magneti Marelli – подразделением
Fiat по разработке высокотехнологичного оборудования для автомобильной
индустрии. Blue&Me контролируется голосом и позволяет совершать
звонки, прослушивать входящие сообщения, проигрывать музыку. Системе
под силу верно интерпретировать сокращения и смайлы в тексте во время
их чтения. Работа осуществляется в тандеме с мобильным аппаратом,
синхронизированным через Bluetooth. Машины Fiat, оснащённые
Blue&Me, имеют также разъём USB, к которому подключаются
медиаплееры и другие устройства. В интерфейс управления входят
расположенные на рулевом колесе кнопки, при необходимости заменяющие
голосовые команды, а одна из них имеет символику Windows – софтверный
гигант и тут не изменил себе.
Прогресс в мощности вычислений сопровождается усовершенствованиями в
пользовательском интерфейсе ПК, который с приходом последней версии
операционной системы Microsoft обещает массовую поддержку компьютерами
сенсорных технологий (при соответствующей цене). Улучшается и стороннее
программное обеспечение, добавляющее голосовые функции. В то же время,
производители электроники находятся под давлением требований уменьшить
количество отвлекающих внимание водителя факторов, хотя сами
автомобилисты не намерены отказываться, например, от общения через
мобильную связь за рулём. Поэтому в основу Blue&Me положена
безопасность – для взаимодействия с системой руки с органов управления
убирать не нужно. Недавнее тематическое исследование Технического
университета Брауншвейга (Technical University of Braunschweig),
Германия, показало, что естественное распознавание речи снижает
постороннюю нагрузку на водителей. Сравнивались поэтапный ввод
некоторого адреса в спутниковую навигационную систему через голосовые
команды и ввод простым подтверждением из адресной книги. В последнем
случае реакция участника теста снижалась не так сильно. Magneti Marelli разработала технологию с намерением обеспечить
поддержку как можно большего количества телефонов и плееров.
Blue&Me работает на платформе Microsoft Auto (в основе которой
Windows Embedded CE 6.0), созданной специально для использования в
автомобилях. Сформированное 10 лет назад автоподразделение Microsoft
выпустило несколько версий ПО, и сегодня в более чем 80 моделях машин
от Honda, BMW, Subaru, Toyota и Volvo используются различные его
модификации. Что касается Blue&Me, система доступна для Alfa Romeo,
Lancia и Fiat. Это автомобили Fiat 500, Grande Punto, Linea и Bravo,
Alfa Romeo 159, Brera, MiTo и Spider. Другая заметная разработка Microsoft – это Ford Sync, пока
распространяющаяся только на североамериканском рынке. Предлагаемая на
некоторых моделях Ford, Lincoln и Mercury, она очень схожа с
Blue&Me. В мае Ford отгрузила миллионное транспортное средство,
оснащённое Sync – гибрид Ford Fusion, доставшийся исполнительному
директору редмондской корпорации Стиву Баллмеру (Steve Ballmer).
Технология пользуется популярностью. 80% продающихся в Северной Америке
автомобилей Ford комплектуются продуктом трудов инженеров и
программистов Microsoft, имеющим модульную структуру. Другими словами,
автопроизводители имеют возможность легко добавлять собственные
компоненты. Система сохраняет совместимость с новыми технологиями и
легко адаптируется к разным типам авто или мобильным устройствам. Как
утверждает Microsoft, информационно-развлекательный потенциал
разработки огромен и может изменить принцип взаимодействия людей с
электроникой во время езды. Для распознавания голоса Blue&Me использует универсальную
технологию от Nuance, поэтому не затрачивается время на адаптацию к
индивидуальным особенностям речи. Nuance выпускает небезызвестное
приложение Dragon для Windows и создаёт аналогичные продукты для
навигационных устройств от TomTom и Medion. На данный момент
поддерживаются 23 языка, а чтение текстов осуществляется на 34. В
автомобиле Blue&Me функционирует следующим образом. После
соединении мобильного телефона с системой через Bluetooth загружается телефонная книга.
В Fiat 500 опции меню отображаются на основной многофункциональной
панели рядом с часами, а разъём USB находится между передними
сиденьями. Слева на руле расположены кнопки Windows, Escape
(одновременно выключающая звук), регулировки громкости (они же -
прокрутки вверх и вниз для навигации по телефонным контактам и
композициям плеера). Справа на рулевом колесе – кнопки OK и управления
телефоном. Все изменения телефонных номеров будут автоматически
синхронизированы между мобильным аппаратом и Blue&Me.
Поддерживается работа с пятью устройствами одновременно, что
пригодится, например, в семейном авто. Звонки осуществляются просто:
пользователь произносит имя абонента, диктует номер либо выбирает
нужную позицию в телефонной книге голосом или кнопками. При получении
текстового сообщения на экране панели появляются имя и номер;
пользователь может включить функцию чтения, вывести на дисплей старые
сообщения отправителя или перезвонить ему. Музыка также не обойдена стороной. Через USB к Blue&Me подключаются
практически любые устройства – от простой флешки до iPod.
Поддерживаемые форматы – mp3, wma и wav. Однако защищённый контент,
например, загруженный с iTunes Store, проигрываться не будет. После
подключения, если треков много, у системы уйдёт несколько минут на
построение музыкальной библиотеки. Затем желаемая композиция выбирается
из определённой папки голосовыми командами либо с помощью кнопок,
используя дисплей инструментальной панели. Достаточно произнести
название альбома, имя исполнителя и название произведения, чтобы из
колонок полилась соответствующая мелодия. Помимо прочего, Blue&Me
умеет работать с форматом m3u.
Пространство для развития технологии голосового управления –
широчайшее. В 2007 году на Bologna Motor Show был продемонстрирован
портативный многофункциональный навигатор Blue&Me MAP для Fiat 500.
В модели автомобилей 2010 года Ford обещает добавить Sync с
отслеживанием трафика, погодным и спортивным информационными сервисами.
Fiat планирует похожие возможности "в ближайшем будущем". Как обещают
разработчики, Blue&Me предложит доступ к функциям персонального
помощника, сервису помощи SOS, информации о погоде, трафике и
отслеживаемому по спутниковой системе местоположению транспортного
средства в случае его кражи.
|